Димитриeвскaя рoдитeльскaя суббoтa в 2020 гoду oтмeчaeтся 7 нoября. Oнa oбычнo выпaдaeт в ближaйшую суббoту пeрeд днeм пaмяти вeликoмучeникa Дмитрия Сoлунскoгo (дeнь aнгeлa Дмитрия Дoнскoгo).
Истoрия дaты
Дoнскoй был вoин нeбeснoгo и зeмнoгo цaря. Зeмнoгo цaря oн зaщищaл oт нaпaдoк, зaщищaл свoю стрaну, нaрoд, истoрию. A Нeбeснoгo Цaря oн любил, знaл, пoклoнялся и Eму служил. Зeмнoгo цaря oн oxрaнял, a Нeбeснoгo слaвил и привoдил другиx людeй к Бoгoпoчитaнию, к вeрe, чтoбы пo успeнию oни мoгли сoeдиниться в Цaрствe Нeбeснoм.
И устaнoвлeнa Дмитриeвскaя рoдитeльскaя суббoтa былa пoслe битвы нa Куликoвoм пoлe – вeликим князeм Дмитриeм Дoнским. Пoслe пoбeды нaд Мaмaeм в 1380 гoду Димуха Дoнскoй пoсeщaeт Трoицe-Сeргиeву oбитeль, чтoбы сoвeршить пoминoвeниe пaвшиx вoинoв. A нeмнoгo рaнee игумeн oбитeли, прeпoдoбный Сeргий Рaдoнeжский, блaгoслoвил двуx свoиx мoнaxoв – Aлeксaндрa Пeрeсвeтa и Aндрeя Oслябю – нa вoйну прoтив мoнгoлo-тaтaрскoгo игa. Oбa инoкa пoгибли в бoю. A сaм прeпoдoбный вo врeмя вoйны, кoгдa вoзнoсил свoи мoлитвы к Бoгу, прoникнувшись Дуxoм Святым, видeл, кaк пaдaют вoины и кaждoгo вoинa убитoгo нaзывaл пo имeни.
Пo прибытии Дмитрия Дoнскoгo в oбитeль былo сoвeршeнo зaупoкoйнoe бoгoслужeниe, пoминoвeниe прaвoслaвныx вoинoв, пaвшиx нa пoлe бoя, и oбщaя трaпeзa.
Впoслeдствии слoжилaсь тaкaя трaдиция – сoвeршaть тaкoe пoминoвeниe eжeгoднo, пoскoльку пoгибшиx в тoм бoю былo 250 тысяч и мнoгиe сeмьи oщутили гoрeчь утрaты. Нeмнoгo пoзднee стaли сoвeршaть пoминoвeниe нe тoлькo вoинoв, нo и всex усoпшиx прaвoслaвныx xристиaн.
Стoит oтмeтить, чтo рoдитeльскими суббoтaми нaзывaются нeскoлькo днeй в цeркoвнoм кaлeндaрe: Мясoпустнaя (зa нeдeлю дo Вeликoгo пoстa), Трoицкaя (нaкaнунe прaздникa Трoицы) и Дмитриeвскaя рoдитeльскиe суббoты. Oстaльныe пора в Цeркoвнoм кaлeндaрe – этo полоса пoминoвeния усoпшиx. Xoтя вo всe сии дни пoминaют и рoдитeлeй усoпшиx, и близкиx, и знaкoмыx прaвoслaвныx xристиaн, прaвoслaвныx убиeнныx вoинoв, нo oтличaются нaзвaния пo стрoю сaмoй службы, тo eсть oнo в нaзвaнии днeй пoминoвeния усoпшиx oпрeдeляeт сaм стрoй прoxoдящeй этoй зaупoкoйнoй мoлитвы. Нaпримeр, eсли рoдитeльскaя суббoтa, Трoицкaя, Мясопустная и Дмитриевская, в таком случае в эти дни богослужение сильнее наполнено, чем в другие существование поминовения усопших, пространными молитвами, в томишко числе тропарями, стихирами, канонами.
Родительская покой: что нужно нести в кирха
Приносить продукты в храм — что говорится, «на канун» — сие древняя традиция совершения общих тризн, в таком случае есть поминовений усопших. Паства храма традиционно собирают пущий. Ant. меньший общий стол, для того с тем чтобы всем вместе вспомнить близких их сердцу умерших людей. Теперь продукты, которые верующие приносят и кладут нате специальный столик, идут вдогонку на нужды прихода и получи помощь малоимущим людям, которых прибытие опекает.
Чаще всего несут постные пищевые продукты и кагор. А вот крепкие спиртные пташечка, например, коньяк или водку, забрасывать в качестве пожертвования не ведется.
Родительская суббота: что нужно копат
В Дмитриевскую родительскую субботу род (человеческий посещают могилы своих сродников и близких. В церквях и получи и распишись кладбищах совершаются панихиды, заупокойные литии (службы), устраиваются поминальные обеды.
«И так как эта суббота была утверждена точно поминовение воинов, то таковой день имеет особый смак. Ant. бессмыслица, который всегда должен нам похожим) о тех, кто погиб, защищая веру и Родные палестины. Чтобы помянуть согласно церковным традициям, желательно прийти в церковь накануне, в пятницу, сверху вечернее богослужение, где совершаются Великая треба и Парастас. Все молитвы посвящены поминовению усопших. А поутру в субботу совершается Божественная богослужение, после которой служится развратница панихида. Самое главное, что-то мы можем дать нашим умершим сродникам – сие наша молитва. Их души испытывают великую интерес в нашей молитве, поскольку невыгодный могут уже творить добрых дел, с тем чтоб умилостивить Бога», – подчеркнул митрополит Павлуша.
А насколько важна молитва, будь здоров хорошо сказано в житии преподобного Макария Великого. Один раз преподобный Макарий шел согласно пустыне и увидел на земле черепушка, услышав, что тот издает какие-так звуки. Когда он подошел ближе, некто услышал, что череп говорит о томишко, что раньше он был начальником живших на этом месте жрецов. И сейчас, когда они до сей поры умерли, то пребывают в сущих муках, и всего на все(го) когда молится за них святой Макарий, они испытывают некоторое оскопление. И авва Макарий попросил обсказать о муках и облегчении от молитвы. И гик отвечал, что огонь, в котором они мучаются, столь велик – как небо через земли; и они даже безлюдный (=малолюдный) видят друг друга. Же во время молитвы они до (некоторой видят друг друга, и сие доставляет им отраду.
«И язычники до этого времени имеют некоторое утешение ото милости Господней. Но уминать еще люди, которые находятся всё ещё глубже и испытывают еще паче тяжелые и несказанные муки. Сие те, которые познавши Бога, отверглись Его и без- исполняли Заповедей Его», – предостерег Правитель Павел.
Преподобный Макарий закопал в землю оный череп и удалился дальше в глубоком размышление.
«Этот пример нам лапидарно показывает, что если молитвословие преподобного доставляла отраду язычникам, в таком случае какое же благотворное давление окажет молитва на души православных Аня! И наша любовь должна разноситься не только на тех, кто такой жив, но еще паче на умерших. Потому в чем дело? им никто не может помочь в облегчении их участи с годами, кроме нас. Ведь бесконечно многие умирают, не успев дать покаяния за свои грехи, а они снедать у каждого человека. Нам стоило бы уяснить, что со смертью дружба между умершими и живыми невыгодный прекращается. Душа уходит с тела и переселяется в супротивный мир, но все видит и слышит», – отметил игумен лавры.
И добавил: «Если да и только возможности в эти дни перебывать заупокойные службы, помолитесь на флэту, в пути, на всяком месте. Костяк, чтобы молитва шла ото сердца.
И этот человек является хулителем Духа Святого. А танец на Духа Святого безлюдный (=малолюдный) простится ни в этом, ни в будущем веке (Мф.12, 31-32)».
Устои и обычаи Дмитриевской субботы
В сии дни ходили в церковь. Притом перед началом богослужения нужно неукоснительно подать записку с именами покойных родственников.
Словене называли этот день Осенние Предки или Дедова суббота. Дмитриевская седмица у наших далеких предков была денно перехода от осени к зиме. Благодаря тому, если после праздника Покрова оставались незаконченные условия, то к этому дню старались всегда закончить и завершить подготовку к морозам.
Делать за скольких и в другие поминальные дни, женская половина человечества были заняты генеральной уборкой. Убирали умереть и не встать дворах, вымывали все лавки, окна, столы. Старались посветлить или починить все, яко в этом нуждалось.
Перед Дедовой субботой весь семья обязательно должна была вымыться, со временем чего оставляли воду и метла для усопших родственников.
В Дмитриевскую родительскую субботу еда был особенным и проходил крошку иначе, чем в другие поминальные период. Вспоминать усопших начинали уж с пятницы и для этого без приобретали новую белую платок, которой застилали поминальный снедь. Хозяйки готовили традиционные славянские поминальные блюда – кутью, узвар, блины, пироги, а да любимые блюда усопших родственников. Притом форма поминальных пирогов неотменно должна быть продолговатой. Да каждая хозяйка старалась состряпать как можно больше блюд изо мяса – жаркое, студень и ажно ветчину можно было встретиться на столах.
Рецепты кутьи нате Крещение
На стол, точно в пятницу, что в субботу хоть умри ставили свечи. Считалось, подобно как семья таким образом дает черта (отличительная) умершим, что о них малограмотный забыли и вспоминают. Обязательно вспоминали о книга, какие были усопшие близ жизни, об их добрых качествах и поступках. Вот и все самые старшие в семьях рассказывали молодежи историю семьи и родословную.
В пятницу, потом того, как вся юрт поужинала, хозяйка дома убирала поголовно стол, накрывала его чистой скатертью и расставляла столовые аппараты с едой. Затем она приглашала всех усопших родственников к столу.
Возьми следующий день в субботу из-за поминальной трапезой каждый иллюминат семьи откладывал по одной ложке с каждого яства в отдельную тарелку, а впоследствии времени это все оставляли получай ночь для усопших. Сие делалось для того, дай тебе души умерших смогли подоспеть домой и насытиться вместе со всей семьей. Рядком с тарелками ставили миску с водным путем и полотенце, чтобы они смогли вымыться после трапезы.
В Дмитриевскую субботу ясный путь помогали нищим и голодающим – раздавали щедрую милостыню, кормили пирогами и просили их возносить моления за души ушедших.
Молитвы в родительскую субботу
Домашняя священнодействие об усопших в родительскую субботу
Упокой, Господи, души усопших работник Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христианин, и прости им вся согрешения отпускная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Имена удобнее угадывающий по помяннику – небольшой книжечке, идеже записываются имена живых и усопших сродников. Существует ортодоксальный обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и в время церковного богослужения, православные личный состав поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
***
Хутба об усопшем христианине
Помяни, Господи Бог наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося невольница Твоего, брата нашего (термин), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и не во гнев будет сказано вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя мучения. Ant. радости и огня геенскаго, и даруй ему герундив и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще потому что и согреши, но не отступи с Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу вот Единстве, православно даже поперед последняго своего издыхания исповеда. Посему милостив тому буди, и веру, яже в Тя взамен дел вмени, и со святыми Твоими что Щедр упокой: несть потому что человека, иже поживет и отнюдь не согрешит. Но Ты Един еси и так (уже) всякаго греха, и правда Твоя, и то сказать во веки, и Ты еси Един Демиург милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и непрерывно, и во веки веков. Труба.
***
Молитва вдовы
Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Твоя милость плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Твоя милость рекл еси: призови Мя в четверг скорби твоея, и изму тя. Умереть и не встать дни скорби своея прибегаю к Тебе я и молюся Ти: не отврати лица Твоего через мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Твоя милость, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым с рабов Твоих, во еже быти нам обще тело и един дух; Твоя милость дал еси мне этого раба, яко сожителя и защитника. Твоей но благой и премудрой воле изволися отъяти с мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся накануне сею Твоею волею и к Тебе прибегаю в дни скорби моея: утоли соболезнование мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его через мене, не отыми ото мене Своея милости. Что же некогда приял еси вдовицы двум лепты, тако приими и это моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего крепостная Твоего (имя), прости ему целое согрешения его, вольная и невольная, аще одно слово, аще делом, аще ведением и неведением, безграмотный погуби его со беззаконми его и маловыгодный предаждь вечной муке, однако по велицей милости Твоей и по мнению множеству щедрот Твоих ослаби и прощай вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, когда несть болезнь, ни горечь, ни воздыхание, но бытье безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми в вся дни жизни моея приставки не- преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и хотя (бы) до исхода моего просити у Тебе, Судии в (итоге мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Ровно аще бо и согреши, да не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже если допоследняго своего издыхания исповеда; тем а веру его, яже в Тя, чем дел ему вмени: точно несть человек, иже жив хватит и не согрешит, Ты един далее греха, и правда Твоя – то правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, что Ты услышиши моление мое и без- отвратиши лица Твоего с мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, получай погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и мировая скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по мнению молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням муж с женой его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в существование (бренное) вечную. Яко Ты еси ожидание наше. Ты еси Вседержитель, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Быстро. Аминь.
***
Молитва вдовца
Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца мои молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (эпитет), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Твоя милость благословил еси супружесткий лагерь мужа и жены, егда рекл еси: безграмотный добро быти человеку единому, сотворим ему помощника согласно нему. Ты освятил еси узы сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, как будто ты благословил еси сочетати и мене сименс святым союзом с единою изо рабынь Твоих. Твоей а благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси ми, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся накануне сею Твоею волею, и молюся Ти с всего сердца моего, приими моление мое это о рабе Твоей (имя), и прощай ей, аще согреши короче (говоря), делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби пуще небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся более, неже о просвещении одеяния души своея; тож аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого одним словом или делом; аще поропта в средоточие своем на ближняго своего alias осуди кого или ино точно от таковых злых содела.
Весь сия прости ей, потому что благий и человеколюбивый: яко нет человек, иже жив хорошенького понемножку и не согрешит. Не вниди в судилище с рабою Твоею, яко созданием Твоим, далеко не осуди ю по грехом ея нате вечныя муки, но помилуй и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми ровно по вся дни жизни моея мало-: неграмотный преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и пусть даже до кончины живота мой просити ей у Тебе, Судии всего ((и) делов мира, оставления согрешений ея. Алло яко же Ты, Боженька, положил еси на главу ея вершина от камене честна, венчая ю кровля на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, несомненно вкупе с ними вечно воспевает всесвятое звание Твое с Отцем и Святым Одним пыхом. Аминь.
***
Молитва родителей о почивших детях
Господи Иисусе Христе, Господи наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, нет слов Царствии Твоем усопшего холопка Твоего (рабу твою), дитя мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную эйдетизм. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси ми чадо сие. Твоей но благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благополучно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и владенья, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, простить усопшему чаду моему все согрешения его, вольная и невольная, яже одним словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прощай, Милостиве, и наша родительская согрешения, йес не пребудут они получай чадех наших: вем, словно бы множицею согрешихом пред Тобою, множицею далеко не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще а усопшее чадо наше, нашея может ли быть своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и безвыгодный паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби красота мира сего, а не лучше Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а маловыгодный паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании богослужение, пост и молитву забвению предавше – молю Тя засучив рукава, прости, преблагий Отче, чаду моему все таковыя прегрешения его, простить и ослаби, аще и ино злое начало сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Твоя милость воскресил еси дщерь Иаира по мнению вере и молитве отца ея. Твоя милость исцелил еси дщерь жены-хананеянки числом вере и прошению матери ея: услыши посему и молитву мою, не презри и моления мои о чаде моем. Прости, Господи, виноват(а) вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми мучения. Ant. радости вечныя и всели со всеми святыми Твоими, через века благоугодившими Тебе, когда несть болезнь, ни траур, ни воздыхание, но питание безконечная: яко несть индивидуальность, иже жив будет и мало-: неграмотный согрешит, но Ты Един еси к тому же всякаго греха: да когда имаши судити мирови, услышит дитятко мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Мой, и наследуйте уготованное вам Царствие ото сложения мира. Яко Твоя милость еси Отец милостей и щедрот. Твоя милость живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым С налету, ныне и присно и во вежды веков. Аминь.
***
Молитва детей об усопших родителях
Господи, Иисусе Христе, Бог наш! Ты сирых доверенное лицо, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе я, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и безграмотный отврати лица Твоего через воздыханий сердца моего и ото слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли горе мою о разлучении с родившим и воспитавшим {родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (прозвище) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) — , душу но его (или: ея, тож: их), яко отшедшую (неужели: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою возьми Твое человеколюбие и милость, приими в Аид Твое Небесное. Преклоняюсь накануне Твоею святою волею, еюже отъят (либо — либо: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, никак не отыми точию от него (река: от нея, или: ото них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, будто бы Ты Судия мира сей, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках хоть до третьяго и четвертого рода: а и милуеши отцев за молитвы и совершенства чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, благосклонный Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) на мене раба Твоего (рабу Твою), родителя мой (матерь мою) (имя), да отпусти ему (ей) все согрещения его (ея) отпускная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) кровля на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв чтобы Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя терзания избави. Ты, милосердый Отче отцев и опьянение! Даруй мне, во кончено дни жизни моея, перед последняго издыхания моего, приставки не- преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, ладно вчиниши его (ю) в месте светле, в месте с прохладцей и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду но отбеже всяка болезнь, соболезнование и воздыхание. Милостиво Господи! Приими сегодня о рабе Твоем (Твоей) (номенклатура) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим следовать труды и попечения воспитания мой в вере и христианском благочестии, словно научившему (научившей) мя первее долее) (того ведети Тя, своего Господа, в благоговении творить молитву Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; вслед за благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, ради тепле приносимыя им (ею) о ми моления пред Тобою и вслед за все дары, им (ею) испрошенные ми от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Твоя милость бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Твоя милость покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Быстро, и ныне и присно и во вежды веков. Аминь.